АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией » № 305-3 от 15.07.2015

pravo.by/document/index.php?guid=12551&p0=h11500305&p1…


Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0300194


В Генеральной прокуратуре под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Конюка А.В. состоялось заседание шестнадцатого республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, на котором принята Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы (далее – Программа).

Целью Программы являются снижение уровня и позитивное изменение структуры преступности в Республике Беларусь посредством совершенствования деятельности государственных и общественных структур по предупреждению противоправного поведения, пресечению преступлений и коррупционных проявлений, устранению их негативных последствий.

Программа направлена на решение следующих основных задач:

– мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности;

– обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;

– повышение результативности антикриминальной политики, уровня экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;

– внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;

– рост уровня правосознания и правовой культуры населения, повышение доверия населения к правоохранительным органам и органам государственного управления.

Прогнозируемые результаты реализации Программы:

– снижение количественных показателей, недопущение негативных структурных изменений преступности и коррупции;

– улучшение состояния законности и правопорядка, общественной и экономической безопасности;

– сокращение социального ущерба, в том числе гибели граждан от преступных посягательств.

Одним из механизмов реализации данных поручений является разработка, утверждение и исполнение организационно-практических мероприятий Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией.

Конюк А.В. подчеркнул, что в 2014–2016 годах отмечалась стабилизация числа особо тяжких преступлений против личности и собственности. Уменьшился удельный вес рецидивной преступности и преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Вместе с тем возросло число мошенничеств, незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, в сфере экономики. Увеличилась сумма ущерба, причиненного преступлениями.

Состояние и особенности развития криминогенной обстановки требуют адекватного реагирования на вызовы и угрозы общественной и экономической безопасности, выработки и реализации эффективных мер по устранению причин и условий совершения преступлений.

Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы направлена на реализацию комплексной, согласованной и последовательной политики государства, основанной на планировании и координации деятельности государственных органов и иных организаций в сфере противодействия преступности и коррупционных проявлений.

                                                              УТВЕРЖДЕНО

Решение        республиканского

координационного   совещания

по  борьбе  с  преступностью  и

коррупцией № 16 от 26.05.2017

ПРОГРАММА

по борьбе с преступностью

и коррупцией на 2017 — 2019 годы

Состояние преступности в Республике Беларусь характеризуется относительной стабилизацией, произошедшей после периода значительного уменьшения количества регистрируемых уголовно наказуемых деяний. В 2014-2016 годах в среднем коэффициент преступности составлял 100 преступных деяний в расчете на 10 тыс. населения. В 2016 году зарегистрировано 93 тыс. преступлений, в то время как в 2005 году – более 195 тыс.

В 2014-2016 годах отмечается стабилизация числа ежегодно совершаемых убийств и изнасилований, а также снижение количества умышленных причинений тяжких телесных повреждений (-20,4%), разбоев (-22,1%), грабежей (-12,9%), краж (-8,4%), хищений путем использования компьютерной техники (-12,1%) и  фактов вымогательства (-24,8%). Сократилось число заявлений и сообщений о преступлениях (на 10,9%), уменьшился удельный вес рецидивной преступности (на 5%) и преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (на 3,9%). Раскрываемость преступных деяний возросла на 2,7%.

Вместе с тем в анализируемом периоде значительно увеличилось количество зарегистрированных тяжких преступлений (+18%), в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (+36,4%). Имеет место рост числа насильственных действий сексуального характера (+31,8%), мошенничеств (+18,4%), хулиганств (+41,2%), изготовления, хранения либо сбыта поддельных денег или ценных бумаг (+22,5%), незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (+94,1%), выявленных фактов изготовления и распространения порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (+92,3%).

Существенно возросли показатели преступности корыстно-экономической и служебно-экономической направленности. В 2016 году по сравнению с 2014 годом число хищений путем злоупотребления служебными полномочиями увеличилось на 48,9%, фактов взяточничества – на 60,4%, уклонений от уплаты сумм налогов, сборов – на 40,5%, служебных подлогов – на 10,2%.

Наблюдается значительное увеличение суммы ущерба, причиненного преступлениями (+8,6 раза), размер которого в 2016 году составил 407,7 млн. рублей.  Его возмещение в ходе предварительного расследования составило только 29,6%.  Наибольший ущерб причинен совершением мошенничеств (116,8 млн. рублей), уклонений от уплаты сумм налогов, сборов (95,4 млн. рублей), краж (70,2 млн. рублей), хищений путем злоупотребления служебными полномочиями               (35,3 млн. рублей).

Таким образом, состояние и особенности развития криминогенной обстановки по-прежнему требуют адекватного реагирования на вызовы и угрозы общественной и экономической безопасности, выработки и реализации эффективных мер по устранению причин и условий совершения преступлений, в первую очередь связанных с экстремизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотиков, торговлей людьми, незаконной миграцией, гибелью людей.

Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы (далее — Программа) направлена на реализацию комплексной, согласованной и последовательной политики Республики Беларусь, основанной на планировании и координации деятельности государственных органов и иных организаций в сфере противодействия преступности и коррупционным проявлениям.

ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы являются снижение уровня и позитивное изменение структуры преступности в Республике Беларусь посредством совершенствования деятельности государственных и общественных структур по предупреждению противоправного поведения, пресечению преступлений и коррупционных проявлений, устранению их негативных последствий.

Программа направлена на решение следующих основных задач:

— мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности;

— обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;

— повышение результативности антикриминальной политики, уровня экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;

— внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;

— рост уровня правосознания и правовой культуры населения, повышение доверия населения к правоохранительным органам и органам государственного управления.

Прогнозируемые результаты реализации Программы:

— снижение количественных показателей, недопущение негативных структурных изменений преступности и коррупции;

— улучшение состояния законности и правопорядка, общественной и экономической безопасности;

— сокращение социального ущерба, в том числе гибели граждан от преступных посягательств.

ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение функционирования соответствующих государственных органов и иных организаций, за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством. Предложения о финансировании мероприятий Программы рассматриваются Министерством финансов, облисполкомами, Минским горисполкомом в установленном порядке совместно с заинтересованными при формировании республиканского и соответствующих местных бюджетов на очередной финансовый год.

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ

Государственные органы (организации), указанные первыми в графе «Исполнители» мероприятий Программы, являются ответственными исполнителями и обеспечивают своевременное и качественное выполнение мероприятий, включая координацию действий их соисполнителей. При необходимости к реализации отдельных мероприятий могут привлекаться не названные в числе исполнителей государственные органы и иные организации, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов.

Соисполнители мероприятий Программы представляют по итогам года до 15 января информацию о ходе реализации этих мероприятий ответственному исполнителю, который ее анализирует и обобщает. При этом предоставление соответствующей информации от соисполнителей, указанных в подпунктах 3.2.1. (общественных организаций – с их согласия), 3.7.2., 3.7.3, 3.7.6., 5.3. (общественных объединений – с их согласия), 5.5. (органов, осуществляющих ведомственный контроль – согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь), организуют ответственные исполнители.

Ответственные исполнители до 1 февраля направляют в Генеральную прокуратуру информацию о реализации подпункта 1.3 пункта 1, подпункта 2.1 пункта 2, подпунктов 3.1.2, 3.1.4, 3.2.2 — 3.2.4, 3.2.6, 3.4.1, 3.4.3, 3.4.4, 3.5.2 пункта 3, подпунктов 4.1, 4.2, 4.5 – 4.7 пункта 4, подпункта 5.4 пункта 5, подпункта 6.1 пункта 6, в Совет Министров Республики Беларусь — подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1, подпунктов 2.2 — 2.7 пункта 2, подпунктов 3.1.1, 3.1.3, 3.2.1, 3.2.5, 3.3.1 — 3.3.3, 3.4.2, 3.5.1, 3.6.1 – 3.6.3, 3.7.1 – 3.7.7 пункта 3, подпунктов 4.3, 4.4, 4.8  пункта 4,  подпунктов 5.1 – 5.3, 5.5 пункта 5, подпункта 6.2 пункта 6.

Генеральная прокуратура и Совет Министров Республики Беларусь обобщают информацию о ходе реализации мероприятий Программы и ежегодно до 1 марта направляют результаты обобщения в секретариат республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.